О барине если и можно улыбнуться, то с болью в сердце. «Жизнь-то прошла, словно и не жил...— говорит Фирс— Эх, ты... недотепа!..»
Проследите по тексту пьесы, как раскрывает Чехов отношение Раневской и Гаева к главным жизненным ценностям: к родине, любви, долгу, человеческому достоинству. Выскажите ваши суждения об отношении автора к этим персонажам.
Новый хозяин? Лопахин может показаться явной противоположностью бывшим владельцам вишневого сада. И дело тут не только в практичности, напористости, столь не похожих на легкомыслие и беспомощность Раневской и Гаева. Лопахин ведь пря¬мой потомок тех, чьи лица «глядят с каждого вишневого дерева в саду». И разве он не имеет права торжествовать, купив вишневый сад? Вслушайтесь в его слова: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется... Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!»
Все, казалось <3ы, здесь ясно и оправданно. Но автор не дает читателю увлечься и впасть в ошибку. Какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и наживаясь на спекуляции дачами?
«Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему по пути, так и ты нужен»,— говорит Лопахину Петя Трофимов.
Чехов ясно видел хищническую природу капитала, но, мудрый художник-реалист, он не выводил ее из личных особенностей капиталиста. Наоборот, он показывал, как приобретательство постепенно калечит недюжинного человека, становится его второй натурой.
Ермолай Лопахин хорошо помнит добро, ради Раневской он терпит Гаева, охотно ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Он прост и добр с Петей Трофимовым, от души предлагает ему помощь. Не зря и Пете нравится Лопахин — за тонкие, нежные, как у артиста, пальцы, за «тонкую, нежную душу». Но именно Петя советует Лопахину «не размахивать руками», т. е. не заноситься, воображая, что все можно купить и продать.
А Ермолай Лопахин, чем дальше, тем больше усваивает привычку «размахивать руками». В начале пьесы это в нем еще не столь заметно. Задумчиво, с улыбкой вспоминает Лопахин, как Любовь Андреевна когда-то приласкала его, обиженного отцом.
среда, 10 августа 2011 г.
Любовь.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий