Но ни экономические трудности, ни смятение отдельных художников, конечно, не были в состоянии остановить литературный процесс, помешать формированию литературы нового мира.
Правое дело Октябрьской революции неудержимо влекло к себе честные и горячие сердца писателей. Вместе с революционным народом оказались не только многие выдающиеся художники, которые и ранее активно участвовали в освободительном движении масс, — М. Горький, А. Серафимович, В. Маяковский, Д. Бедный. На сторону Октября решительно встали и некоторые из прогрессивно мыслящих писателей, прежде далеких от идей пролетарской революции, — А. Блок, В. Брюсов, С. Есенин.
Но, самое главное, революция способствовала пробуждению творческой энергии в широких народных массах, притоку в литературу множества новых дарований.
В. И. Ленин не раз говорил, что у революционного народа непременно должна образоваться своя, новая художественная интеллигенция, потому что «интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников» (т. 51, с. 48). И в литературу действительно пришли новые таланты. По воспоминаниям современников, «невероятными темпами» шел рост литературы в начале 20-х годов: «Чуть ли не каждый день приносил новое имя и новое, — конечно, «замечательное» произведение». Новые, неизвестные до того имена писателей доносились из Поволжья и Средней Азии, Крыма и Закавказья, Сибири и Дальнего Востока, со всех концов страны. «И чем неизвестное было имя, тем больше возбуждало оно надежд».
С приходом этих авторов в литературу создавался, по существу, новый тип писателя — активного общественника, непосредственного участника великой социалистической стройки. Большинство из них, прежде чем стать писателями, были солдатами революции. Д. Фурманов являлся комиссаром легендарной Чапаевской дивизии, А. Фадеев партизанил на Дальнем Востоке, Вс. Вишневский служил пулеметчиком в Первой Конной армии, был командиром и политработником на Балтийском и Черноморском флоте, Б. Лавренев командовал бронепоездом на Южном фронте, Л. Леонов участвовал в разгроме Врангеля в Крыму, К. Федин и Н. Тихонов защищали Петроград от Юденича и т. д. Начальной литературной школой для них послужило участие во фронтовой красноармейской печати. Перед этими людьми не возникало вопроса, принимать или не принимать революцию. Это была их революция, она вдохновила будущих литераторов своими идеями, одарила темами и сюжетами, познакомила с героями времени. А новые герои и новый жизненный материал потребовали и новых средств художественной выразительности.
Творческий метод социалистического искусства складывался и утверждался в напряженных идейно-художественных исканиях Его принципы вырабатывались в соревновании различных эстетических условий.
воскресенье, 14 августа 2011 г.
Но, самое главное.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий